Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  СЛУЖБА

 

Положение  социально-психологической службы (посмотреть)

Специальная программа адаптации первокурсников к обучению в ОАПОУ "ДАТК" (посмотреть)

Функции  - осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных  этапах развития) на основе целей и приоритетных направлений деятельности техникума.

 

Задачи:

  • обеспечение комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого обучающего в соответствии с его потенциальными возможностями;
  • содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе обучающихся и взрослых;
  • формирование у обучающихся и взрослых способностей к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;
  • развитие навыков конструктивного взаимодействия обучающихся, осуществление профилактики конфликтного поведения детей и взрослых;
  • повышение психолого-педагогической компетентности и психологической культуры обучающихся;
  • содействие сохранению психологического здоровья обучающихся.

 

Направления деятельности:

  • Психологическая профилактика
  • Психологическая диагностика
  • Психологическая коррекция
  • Психологическое консультирование
  • Психологическое просвещение
  • Организационно-методическая деятельность

 

 

Памятка для студентов "На экзамены - без стресса"

 

При подготовке к экзаменам необходимо помнить:

 

1. Готовиться к сессии надо с первых дней семестра: не пропускать лекций, работать над закреплением лекционного материала, выполнять все практические и лабораторные работы.

 

2. Приступать к повторению и обобщению материала необходимо задолго до сессии (примерно за месяц).

 

3. Начинать повторение следует с чтения конспектов. Прочитав внимательно материал по предмету, приступить к тщательному повторению по темам и разделам. Не нужно ограничиваться при повторении только конспектами.

 

4. Повторяя материал по темам, надо добиваться его отчётливого усвоения. Рекомендуется при повторении использовать такие приёмы:

 

а) про себя или вслух рассказывать материал;

 

б) ставить самому себе различные вопросы и отвечать на них;

 

в) рассказывать повторённый материал своим товарищам, отвечать на их вопросы;

 

г) повторение, в основном, надо закончить за день до экзамена, чтобы повторённый и закреплённый материал «отложился» в сознании и памяти.

 

Подготовка к сессии по науке 

Свою лепту в качественную подготовку к сессии и пятерку на экзамене внесут: 

1. Полноценный сон. 
Главная ошибка многих студентов – подготовка по ночам. Целесообразно прочесть сложный материал непосредственно перед тем, как лечь спать, причем до полуночи. Так мозг получит достаточно времени, чтобы перенести в долговременную память материал, изученный за день. 

2. Рациональное питание. 
Чтобы мозг бесперебойно подзаряжался энергией, в течение всего времени подготовки к сессии следует придерживаться стимулирующей умственную деятельность диеты: 
- употреблять достаточное количество пищи, содержащей витамины группы В (яйца, сыр, бананы, молоко), которые укрепляют нервную систему; 
- не забывать о крупах из цельного зерна – в них много клетчатки и ценных для работы мозга микроэлементов; 
- не пренебрегать приправами, например, куркумой (укрепляет память) и мятой (способствует концентрации); 
- главным десертом сделать черный шоколад, который помогает организму успешно противостоять стрессу, а мозгу – решать сложные когнитивные задачи. 
Вместе все эти продукты – настоящая энергетическая бомба, которая помогает улучшить память, концентрацию, зарядиться энергией на весь срок сдачи сессии. 

 

3. Важно употреблять больше жидкости: студенты, которые пьют достаточно воды перед экзаменом, имеют лучшие оценки в сравнении со своими обезвоженными одногруппниками.

4. Музыка и физические упражнения. 
Активизировать мозговую деятельность и уменьшить стресс перед экзаменом поможет пешая прогулка быстрым шагом в сопровождении Моцарта.

 

5. Помочь сдать сессию может обычная жевательная резинка. 
С ее помощью студенты не только крепят шпаргалки под столом. Физиологи доказали, что жевание активизирует работу головного мозга. 

 


Поведение на устном экзамене

 

- не пугайся, если окажется, что ты не очень хорошо знаешь билет. Максимально используй всю хранящуюся в твоей памяти информацию по вопросам билета. Сосредоточь своё внимание не на том, что ты не знаешь, а на том, что ты можешь сказать;

 

- собираясь отвечать на билет, настрой себя, повторив несколько раз: «Я  могу говорить спокойно, уверенно и внятно», «Я правильно отвечу на все вопросы»;

 

- поза при ответе должна быть свободной и естественной. Постарайся не проявлять своё волнение: тот, кто меньше волнуется, больше знает. Не прячь взгляд, установи зрительный контакт с преподавателем. Взгляд должен быть внимательным и подвижным. Веди себя уверенно, но не развязно;

- если ты полностью подготовился к ответу, но в решающий момент от волнения у тебя словно язык прилип к нёбу и ты не можешь связать двух слов, остановись на несколько секунд! Переведи дыхание, сосредоточься и начни говорить более медленно: быстрая, но бессвязная речь не даст хорошего результата.

 

Как справиться с тревогой?

Сама по себе тревога - естественная эмоция. Она может быть полезной и предостерегать от неприятностей. Но, порой она мешает взаимодействию с окружающими, не дает проявить себя как хотелось бы. Что же делать?

5 ДОСТУПНЫХ ТЕХНИК ДЛЯ ЕЁ СНЯТИЯ:

1. ДЫХАНИЕ
Садимся удобно, сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и выдохе. Вдыхаем – силу, энергию, хорошие чувства, а Выдыхаем – беспокойство, усталость, раздражение, тревогу.

- сделайте вдох на 4 счета, задержите дыхание на 4 счета, затем сделаете выдох на 4 счета, снова задержать дыхание на 4 счета. Просто попробуйте подышать подобным образом хотя бы 3-4 цикла, тело само по себе распрямляется и повышается настроение;
- 4 счета для расслабления: вдох на 8 сек, задержка на 4 сек, выдох на 8 сек, задержка на 4 сек.
- в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее вдоха: например, вдох 4 сек, выдох 8 сек;
- в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

2. ПРОГНОЗ
Ситуацию, вызывающую тревогу, заранее представлять во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих её переживания. Тщательно и детально продумывать собственное поведение.

3. ДОВЕДЕНИЕ ДО АБСУРДА
В период, когда Ваше состояние более спокойное, проиграйте очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.

4. ПЕРЕФОРМУЛИРОВКА
Часто бывает так, что люди больше сосредоточены на том как выглядят со стороны, чем на том, что делают. Поэтому важно учиться формулировать цель, ради которой Вы что-то делаете. Некоторые ситуации можно рассматривать, как своего рода тренировочные, в которых можно поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний. Все относительно и "победа", и "поражение".

5. ПИСЬМЕННАЯ ПРАКТИКА
Этот вариант подходит тем, кто любит писать. Здесь оговариваются правила безопасности. Можно задать себе вопросы и письменно дать на них ответ.
- Что меня тревожит? Как я это понимаю? - Описать свое состояние.
- Что самое худшее может произойти? Как я могу повлиять на ситуацию?
- Какой опыт я смогу извлечь из ситуации? - Со знаком плюс!

Данные техники достаточно простые, рабочие и легко запоминающиеся. Применяйте их, когда Вам это необходимо и сами контролируйте своё состояние.

Как найти общий язык с родителями?

Родителей не выбирают, их любят такими, какие они есть. Но что делать, если ваша любовь к ним не совместима с нормальным общением?  Если  каждая  попытка  разговора  заканчивается  ссорой,  отсутствует взаимопонимание, а желание вообще не общаться с родителями крепнет?

Если  вы  чувствуете,  что  вас  не  понимают,  что  общение  с  родителями превратилось в тяжелую обязанность и хотите изменить ситуацию, вы рады будете  услышать,  что  это  возможно.  Сегодня  мы  расскажем  о  том,  как общаться с родителями так, чтобы общение приносило удовольствие.

1.Первое,  что  необходимо  при  налаживании  отношений  с родителями – простить их. У каждого из нас есть какие-то обиды, претензии к родителям и, пока вы храните их в своем уме и сердце, налаживать общение рано.

Простите родителей за все, что они причинили вам намеренно или ненамеренно,  откройте  сердце  для  нового  старта – начала  хороших отношений с самыми близкими людьми, которые у вас есть. Все ошибки, которые совершили ваши родители, в итоге сделали вас таким, какой вы есть –поблагодарите их за это, ведь вы любите себя. Поблагодарите их за  то,  что дали  вам  жизнь – самый великий из возможных  даров,  пусть  даже  они  сделали  это  не  из  правильных побуждений, а потом всю жизнь были плохими родителями – это не важно. У вас есть ваша жизнь, вы вольны сделать ее настолько приятной и счастливой,  насколько  пожелаете,  а  за  это  благодарить  нужно  именно родителей.

2. Чего вам не хватает от родителей, что бы вы хотели получать, но не получаете? Поддержку, принятие вас таким, какой вы есть, нежность, любовь?

Определите список недостающих элементов в вашем общении и проверьте себя: а даете ли вы своим родителям все это? Самый  простой способ получить от человека желаемое – дать ему это, а затем наблюдать, как изменится его к вам отношение. Примите своих родителей, оказывайте им поддержку, дарите нежность и любовь – эти простые действия способны растопить даже многолетний лед в  отношениях.  Не  концентрируйтесь  на  ответной  реакции,  поначалу  она может быть неадекватной или вовсе отсутствовать. Ваша задача – давать как можно больше, и вы увидите, как постепенно начнете получать то, чего так хотите, от своих родителей.

Социальные сети: польза и вред

 


Чем же так манят нашу молодёжь социальные сети? Рассмотрим положительные и отрицательные стороны общения в соц. сетях.

Положительные стороны социальных сетей:

1. Скорость поиска. В социальных сетях можно без проблем найти нужное видео, музыку, человека, а также просто отыскать единомышленников. Регистрируясь в социальной сети, пользователь сообщает свои имя и фамилию, а также другие данные – возраст, учебные заведения, контактные телефоны. Это позволяет в считанные секунды найти любого человека, при условии, что он указал достоверные сведения о себе. Это очень весомый плюс – ведь раньше для того, чтобы найти друзей детства или одноклассников требовалось гораздо больше времени.

2. Простота общения и обмена информацией. Конечно же, у каждого из нас есть мобильный телефон, и мы можем обмениваться информацией посредством смс и ммс сообщений. Но ведь на это уходит немалое количество денег. Гораздо удобнее пересылать данные в соц. сетях. Имея аккаунт в социальной сети, человек находится в курсе всего, что происходит с его друзьями, он может зайти на страничку любого интересующего его человека, посмотреть фотографии, прокомментировать новости или просто пообщаться. Это очевидное достоинство соц. сетей – сегодня общаться стало гораздо проще и удобнее.

3. Создание круга интересов. Чем бы ни увлекался человек, можно не сомневаться, что в социальной сети он обязательно найдет своих единомышленников. Для этого существуют интересные сообщества и группы, в которых можно совершать определенные покупки, обменять что-либо и даже найти работу.

Отрицательные стороны социальных сетей:

1. Расход большого количества времени. Для кого-то соц. сети – это отличный шанс «убить» время, а для кого-то – это просто потраченные впустую часы. Ведь это время можно провести с гораздо большей пользой: встретиться с друзьями, приготовить вкусный ужин или же заняться самообразованием.

2. Отрешение от реального мира. В социальных сетях мы позиционируем себя несколько иначе, нежели в жизни. Опираясь на современные исследования в области Интернет - общения, можно сказать, что 70% активных посетителей социальных сетей приукрашивают свою жизнь. Кроме того, возможность изменить реальность и предстать в социальной сети богатым и успешным также многих прельщает. В итоге есть риск настолько вжиться в созданный виртуальный образ, что, так сказать, вернуться вовремя на землю не всегда получается.

3. Деградация личности. Если обратить внимание на речь чрезмерно активных пользователей социальных сетей, то можно заметить бессмысленность большинства их разговоров и присутствие в них непонятных обычным людям слов, типа «лайкнуть», «юзать», «лол» и т.д.

4.. Потеря навыков социального общения. Подмена реального общения ведет к потере чувства реальности и навыков социального общения. В живом разговоре нельзя поставить смайл. Понятия «добавить в друзья», «удалить из друзей», создают ощущение, что в реальной жизни также просто строятся отношения, а это не так. Добавь на страницу свечу памяти по погибшим, добавь георгиевскую ленточку, гвоздику и т.д. в честь Дня Победы. Вместо реальной гвоздики ветеранам, вместо активной помощи благотворительным организациям и пострадавшим людям - человеку в сети кажется, что он, добавив картинку, сделал дело.

5. Вероятность возникновения зависимости. Соц. сети обладают  значительным риском возникновения зависимости. Особенно подвержены этому подростки, у которых отсутствие доступа в Интернет может вызвать настоящую психическую «ломку».

6. Социальные сети — поле деятельности для мошенников и недоброжелателей. Не многие задумываются, что размещение чрезмерного количества фотографий, наиболее подробных данных о себе, может обернуться против них.

7. Вред здоровью. Постоянное присутствие в соц. сети может нанести определенный вред здоровью. Многочасовое сидение за компьютером может привести к снижению зрения и гиподинамии.

8. Потеря мотивации к работе. Человек, попавший в зависимость от социальных сетей, становится менее активным. Сегодня на многих предприятиях вход сотрудников в соц. сети недоступен, так как подобное общение сильно отвлекает от работы.


ПОМНИТЕ! Активное общение в социальных сетях является лишь дополнением к полноценному живому общению. Нужно уметь брать от социальных сетей только хорошее и отсеивать плохое!

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПЕДАГОГАМ ПО ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЯ ВСПЫШКИ КОРОНАВИРУСА

  1. Обеспечьте подросткам  благоприятную позитивную образовательную среду, свободную от стрессов, вызванных стремлением к академическим успехам. Сконцентрируйтесь на сохранении здоровья молодых людей, их психологического и социального благополучия.
  2. Не привлекайте излишнего внимания студентов к обсуждаемой проблеме. Сохраняйте уклад учебной работы с привычными для подростков нормами ее оценки.
  3. Используйте дистанционные формы обучения, поощряющие развитие интеллектуальной, творческой деятельности (напр. олимпиады, квесты, соревнования), которые позволят студентам поддерживать активность и создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье.
  4. Поддерживайте своих студентов и их родителей. Помощь другим людям в трудную минуту может принести вам лично психологическую пользу. Например, найдите возможности для распространения позитивных и обнадеживающих историй о выздоровлении людей, снижении распространения коронавируса.

На вас сейчас лежит двойное бремя ответственности за здоровье молодых людей, их психологическое и социальное благополучие, академическую подготовку учащихся. Относитесь к этой ситуации как к особым условиям работы. Берегите себя. Помните, что забота о своем психологическом состоянии так же важна, как и забота о физическом здоровье. Умейте справиться со стрессом, находить положительные эмоции и вести полноценный здоровый образ жизни. Занимайтесь дыхательными и физическими упражнениям, упражнениями для релаксации, ходите на прогулки, чтобы поддерживать активность и уменьшать напряжение.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДРОСТКАМ  ПО ОХРАНЕ СВОЕГО ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВО ВРЕМЯ ВСПЫШКИ КОРОНАВИРУСА

За последние несколько недель жизнь здорово изменилась, в колледжах и школах вводят удаленную форму обучения, с друзьями сложно увидеться вживую. В подобной ситуации очень важно попробовать сосредоточиться на возможностях, которые у тебя появились, вместо того чтобы думать о лишениях. Именно такой подход можно назвать оптимизмом.

Ниже — несколько советов, которые помогут не упасть духом и не поддаться тревоге и в то же время отнестись к ситуации серьезно.

  • Вероятность заболеть в возрасте от 0 до 19 лет очень маленькая. Дети и подростки почти не болеют коронавирусом или переносят его в очень легкой форме.
  • Есть процедуры, которые могут помочь дополнительно снизить вероятность заразиться: мыть руки после улицы, перед едой, бороться с привычкой грызть ногти, если она есть (наконец-то теперь есть достойная мотивация), — именно через руки вирус чаще всего попадает в организм человека: спать не меньше 7,5 часов: хорошо питаться; делать физическую зарядку (все это поможет поддержать и укрепить иммунитет).
  • Нас просят меньше выходить из дома, чтобы предотвратить заражение большого количества людей. Например, в Китае, где люди очень серьезно к этому отнеслись, уже почти все заболевшие поправились и новых случаев заражения почти нет. Теперь и нам придется набраться терпения.
  •  Одно из лучших лекарств против тревоги — юмор. Многие ребята начали выкладывать свои видео и песни про то, как они переживают ситуацию с самоизоляцией. Может быть, и ты сможешь посмотреть на эту ситуацию под таким углом?

Если же тревожные мысли постоянно атакуют тебя, помни, что тревога — это не опасно, тебе не нужно думать о каждой тревожной мысли. Представь их как проплывающие по небу облака и попробуй сосредоточиться на своих делах, более приятных или важных.

РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ ПО ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ ВО ВРЕМЯ ВСПЫШКИ КОРОНАВИРУСА

  1. Поддерживайте привычный ритм жизни семьи, насколько это возможно, или создавайте новые семейные традиции, особенно если дети должны оставаться дома. Обеспечьте вовлечение подростков в соответствующие возрасту домашние мероприятия, включая мероприятия по их обучению.
  2. Во время стресса и кризиса дети обычно больше стремятся к общению с родителями. Если у ваших детей есть проблемы, то совместное решение этих проблем может облегчить их беспокойство.  Подростки  будут наблюдать за поведением и эмоциями взрослых, чтобы получить подсказки о том, как управлять своими собственными эмоциями в трудный для них период.
  3. Юноши и девушки могут реагировать на стресс по-разному, например быть более цепкими, тревожными, замкнутыми, злыми или возбужденными и т. д. Реагируйте на реакцию вашего ребенка с пониманием, прислушивайтесь к тому, что его волнует, оделяйте его любовью и вниманием.
  4. В простой доступной форме предоставьте своим детям факты о том, что происходит сейчас, и дайте им четкую информацию о том, как снизить риск заражения этой болезнью.
  5. Объясните, как избежать заражения: (1) не контактировать с людьми, имеющими признаки простуды и ОРВИ (выделения из носа, кашель, чихание и др.); (2) не посещать массовые мероприятия (кинотеатры,  секции, пр.); (3) как можно чаще мыть руки с мылом; (4) по возможности, не трогать руками глаза, рот и нос; (5) по возможности, не прикасаться к ручкам, перилам, другим предметам и поверхностям в общественных местах; (6) избегать приветственных рукопожатий, поцелуев и объятий; (7) вести здоровый образ жизни, вовремя ложиться спать и высыпаться, сбалансированно питаться. Обратите внимание на то, что вам необходимо регулярно проветривать помещение и делать влажную уборку".

Сведите к минимуму просмотр, чтение или прослушивание новостей, которые могут вызвать тревогу и волнение у ваших детей. Объясните им, что вы сами дадите им достоверную информацию, которую возьмете из надежных источников.